Видео. Загадки великих книг. О Великом Фолио Шекспира

Вторая передача авторского цикла Екатерины Каликинской «Загадки знаменитых книг» посвящена Великому Фолио Шекспира.

Эта книга, вышедшая в свет в 1623 году, через несколько лет после смерти автора, до сих пор остается величайшей ценностью культуры. В свое время это издание должно было не только достойно почтить память величайшего поэта и драматурга, но и дать некий «канон» шекспировских произведений, отличить его от многочисленных подделок и подражаний. Казалось бы, Великое Фолио дало однозначный ответ на то, какие произведения принадлежат перу Потрясающего Копьем, как в ту эпоху именовали Шекспира, а какие — нет. Но одновременно это издание стало источником множества загадок, многие из которых неразрешимы поныне.

Почему всего 16 пьес Шекспира были известны при его жизни, а еще 20, в том числе «Макбет» и «Буря», впервые появились в Великом Фолио? Чем определяется порядок их размещения в издании, если первой идет «Буря» — последняя пьеса Шекспира? Почему Великое Фолио посвящено графам Уильяму Пембруку и Филиппу Монтгомери, сыновьям поэтессы Мэри Сидни-Пембрук, сестры великого английского поэта Филиппа Сидни, которые названы «Великими владетелями» его произведений? Отчего в Великом Фолио целые страницы пьес написаны на безупречном французском языке? Как случилось, что в год смерти Шекспира и его похорон в Стратфорде-на-Эйвоне ни одна поэтическая душа не отозвалась эпитафией на его смерть, а в Великом Фолио собратья по перу оплакивают Шекспира, сокрушаясь о ранней, безвременной смерти того, кто умер в 52 года, солидном возрасте по тем временам? Как мог его друг, знаменитый английский поэт Бен Джонсон, говорить о том, что «ты сам себе — памятник без надгробия», когда в стратфордской церкви святой Троицы уже шесть лет как стоял монумент над могилой Шекспира? Какие загадки были скрыты в портрете автора, размещенном в Великом Фолио?

Екатерина Каликинская знакомит слушателей с мнениями историков, филологов, театроведов, а также рассказывает о своей версии событий, которая была изложена в ее фэнтези «Личина, или последняя пьеса Шекспира», вышедшей в свет в 2012 году.