Концерт «Музыкальный портрет Полины Виардо»

Дата: 17.07.2021

Время: 16:00

Место проведения: Тургеневская гостиная

Концерт

Полина Виардо-Гарсия – в середине XIX века это имя знала вся Европа, а в России её просто боготворили. Ей посвящали стихи и оперы, среди её друзей были Мюссе, Флобер, Жорж Санд, Шопен, Сен-Санс, Гуно и, конечно же, Иван Тургенев.

В этой программе, приуроченной к 200-летию со дня рождения Полины Виардо, нам хотелось бы рассказать о её творческом пути и познакомить с её незаслуженно забытым композиторским наследием.

Выступают: Л. Шамина (сопрано), О.Петелина (меццо-сопрано), Л. Рубцова (фортепиано). Ведущая — Наталия Шичкина.

Полина Гарсиа – дочь прославленного испанского тенора Мануэля Гарсиа и певицы-сопрано Хоакины Сичес. В этой музыкальной семье уже были старшие брат и сестра, также певцы: Мануэль Гарсия младший, ставший в последствии знаменитым вокальным педагогом и Мария Малибран-Гарсия –примадонна, пленившая Европу уникальным голосом, драматическим талантом и красотой. А юная Полина (она была младше сестры на 13 лет) и не собиралась становиться певицей: не хотела соперничать с сестрой, поэтому готовилась стать пианисткой. Впрочем, как не мечтать о пианистической карьере, когда фортепиано преподаёт Ференц Лист, один из самых обворожительных мужчин того времени! В пятнадцать лет Полина впервые выступает на публике, аккомпанируя сестре – в первый и последний раз. Вскоре Мария Малибран погибла в самом расцвете жизни и карьеры.

1. Полина Виардо, дуэт «Reverie» (Мечта) (ЛШ и ОП) (3)

После смерти сестры Полина решила попробовать свои силы на певческом поприще, хотя и понимала, что выйти из тени своей семьи и завоевать внимание публики будет нелегко, и её будут называть «дочь Гарсиа» и «сестра Малибран». Первый дебют юной Полины Гарсиа на большой сцене в Париже состоялся в Итальянском театре в роли Дездемоны в опере Россини «Отелло». И сразу же– безусловный успех! В газетах писали, что никогда после Марии Малибран романс об Иве не исполнялся с таким совершенством. Гектор Берлиоз отметил, что её «голос девственной чистоты, звонкий и гибкий, диапазон её огромен и соединят три голоса: контральто, меццо-сопрано и сопрано». Альфред де Мюссе утверждал, что «другие мечтают завершить карьеру так,как она её начинает».

2. Джоакино Россини, «Песня об Иве» из оперы «Отелло» (ЛШ) (3,5)

За первым успехом последовали полгода непрерывных успехов на сцене Итальянского театра, что сделало Полину Гарсиа весьма популярной и на светских приёмах. Она не была красива, однако эта «некрасота» в сочетании с уникальным голосом, артистизмом и какой-то особой магией, исходящей от певицы, могла заворожить как на сцене, так и в жизни. Среди её поклонников был и Альфред де Мюссе, известный писатель, светский красавец и ловелас, закоренелый холостяк – он был готов жениться, но получил отказ…

3. Полина Виардо, «Мадрид» (на стихи Альфреда де Мюссе) (ОП) (2,5)

Популярность Полины Гарсиа способствовала её встрече с писательницей Жорж Санд, у которой был в это время роман с композитором Фредериком Шопеном. Знакомство переросло в настоящую дружбу. Жорж Санд искренне восхищалась певицей, называла её «самой гениальной женщиной», Полина даже стала прообразом главной героини в романе «Консуэло». Дружба с Шопеном была не такой сердечной, скорее музыкальной: они часами играли на фортепиано в четыре руки, ведь Полина была еще и прекрасной пианисткой! Шопен восторженно отзывался об оригинальных песнях Полины, она же была полностью поглощена его искусством, а его мазурки решила не играть, а петь! И сделала свободные обработки некоторых мазурок.

4. Полина Виардо, Фредерик Шопен, «Mon Aime» (Мон Ами) (ЛШ) (2,5)

Вскоре после дебюта в Париже Полине поступило еще одно предложение руки и сердца. На этот раз от директора Итальянской оперы – Луи Виардо. Он был старше Полины на 20 лет, и, по выражению Жорж Санд, «уныл как ночной колпак», однако надёжен, рассудителен и большой интеллектуал. Жорж Санд, на правах старшей подруги, всячески старалась устроить этот брак. И, в конце концов, Полина Гарсиа стала Полиной Виардо. Как выяснилось, мсье Виардо оказался даже излишне порядочным и, женившись на певице собственного театра, счел неправильным оставаться на должности директора. После его отставки в результате различных интриг, как театральных, так и политических (Луи Виардо был республиканцем, а тогда во Франции правил король) Полина не продержалась в Итальянской опере и сезона. И начались её гастрольные скитания по Европе – ей рукоплескали Лондон, Берлин, Вена и Мадрид, но в любимом Париже ей, увы, не нашлось места.

5. Полина Виардо, дуэт «Хаванез» (ЛШ и ОП) (4,5)

В апреле 1842 года чета Виардо отправилась на гастроли в Испанию. Полина Виардо прекрасно владела испанским языком и включала в каждый концерт испанские песни, однако родину своего отца посетила впервые. В Мадриде не было постоянного оперного театра и труппу для гастролей Виардо с трудом собрали. В течение двух недель шли репетиции «Севильского цирюльника»? и Полина Виардо сама создавала спектакль: разучивала роли с артистами, режиссировала и давала указания оркестру и дирижеру. Наградой стал феноменальный успех: на поклоны Виардо выходила по ковру из цветов.

6. Джоакино Россини, каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» (ОП) (6.0)

Была Виардо и в России, три незабываемых зимних сезона с 43 по 46 год. За время европейских странствий её голос расцвёл, а игра обрела еще большую естественность и уверенность. Петербургская публика по достоинству оценила талант французской певицы, на каждом представлении был аншлаг. На заключительном выступлении успех был необычайный, Виардо и её коллег засыпали цветами и подарками, певицу вызывали на поклоны 18 раз. На сцене Полине преподнесли цветы в золотой вазочке с драгоценными камнями –прощальный подарок высшего петербургского общества. А через несколько дней домой к Виардо пришла делегация от купеческого сословия. Они объяснили, что дворянская подписка до них не снизошла, а они тоже хотели бы доказать, что имеют «уши, способные слышать, и сердца, способные чувствовать» и преподнесли в дар певице драгоценный браслет, купленный на пожертвования людей из народа.

7. Гаэтано Доницетти, ария Норины из оперы «Дон Паскуале» (ЛШ)

Там же, в Санкт-Петербурге, произошла судьбоносная встреча: Полина Виардо познакомилась с Иваном Тургеневым. Писатель впервые увидел её на сцене и потом всю свою жизнь не мог освободиться от ее чар. Она же поначалу даже не обратила на него внимания, но позднее оценила его преданную дружбу и любовь. Их связь продолжалась четыре десятилетия, в ней была дружба и духовное общение, любовь и ревность. Русский писатель, проведший жизнь между усадьбой Спасское, Парижем и Германией, изводил себя, тоскуя по Полине, когда находился далеко от нее, и напоминал о себе, забрасывая одухотворенными, нежными и меланхоличными письмами. Она же учила русский язык и позволяла ему жить рядом с ней и её семьёй. Она переводила его стихи и рассказы на французский — даже на смертном одре он диктовал ей свои последние рассказы; она же помогала ему оттачивать стиль — в скольких рассказах скрывается то, что он переживал с Полиной, о чем беседовал, что узнавал. Он писал стихи для неё стихи, она сочиняла к ним музыку.

8. Полина Виардо, на стихи Ивана Тургенева, романс «Разгадка» (ОП)

Вскоре Тургенев оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо, дружил с её мужем Луи Виардо, с удовольствием возился с детьми. Писатель то снимал дома по соседству, то надолго останавливался в доме своей обожаемой Полины. Тем временем в России, в родительском имении, у Тургенева росла дочь Пелагея, рождённая от случайной связи барина с крестьянкой. Тургенев попросил Полину взять девочку на воспитание, и через некоторое время крестьянская девочка стараниями мадам Виардо превратилась в мадемуазель Полинет. С тех пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная — святая женщина.

9. Полина Виардо, «Bonjour mon couer» (стихи Пьера де Ронсара) (ЛШ)
Это странное семейство — супруги Виардо, их дети, Иван Тургенев, его дочь, обитавшие практически под одной крышей, — вызывало множество пересудов у добропорядочных европейцев. Но Тургенев не обращал на это внимания. Ведь для него самым главным в жизни была его Полина.

10. Полина Виардо, на стихи А.С. Пушкина, «Цветок засохший» (ОП)(2,5)

Полина Виардо любила Россию, называла её «своим вторым отечеством». Именно успех в России и прекрасные отзывы в прессе выдвинули её в число мировых звёзд того времени. Во время гастролей в России она познакомилась с русскими композиторами и музыкантами и с русской музыкой. И с тех пор стала исполнять русские романсы сама. Знаменитого «Соловья» Алябьева она часто вставляла в сцену урока пения в «Севильском цирюльнике». А композитора Александра Даргомыжского певица решительно ввела в моду, имя его сделалось известным в тех слоях общества, где о русском композиторе не имели никакого понятия. А главное –благодаря её усилиям о русской музыке узнала вся Европа.

11. Александр Даргомыжский, «Я всё еще его, безумная, люблю», (ЛШ)

Но главной в жизни Виардо всегда оставалась опера. В 1848 г. певица получила предложение от Джакомо Мейербера исполнить роль Фидес в его новой опере «Пророк» на сцене Парижской «Большой Оперы». Сложная социально-политическая обстановка не благоприятствовала расцвету театра, однако успех премьеры был грандиозным. И немалая доля этого успеха была заслугой Полины Виардо. Газеты писали, что никогда еще в опере не бывало подобной певицы. Виардо так ярко воплотила роль Фидес на сцене, что еще много месяцев её ассоциировали именно с этой ролью. Гектор Берлиоз писал: «Госпожа Виардо – одна из величайших артисток, чьи имена помнит история музыки прошлого и настоящего». Сбылась её мечта: после стольких лет незаслуженного забвения на родине Полина Виардо с блеском вернулась набольшую парижскую сцену.

12. Джакомо Мейербер, ариозо Фидес из оперы «Пророк» (ОП) (4)

Как мы помним, Виардо была не только певицей, но еще искусной пианисткой. А кроме этого она пробовала свои силы и в сочинении музыки. Полина Виардо свободно говорила на 6 языках, что позволяло ей использовать для своей музыки стихи французских, немецких, испанских поэтов. А после знакомства с русской культурой она одной из первых среди европейских композиторов начала сочинять музыку на стихи русских поэтов– А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, И. Тургенева и других.

13. Полина Виардо, А.С. Пушкин, «Заклинание» (ОП) (2,5)

Иван Тургенев внёс огромный вклад в создание «русских» песен. Тургенев предлагал стихотворения для романсов и договаривался с издателями, общался с переводчиками, помогая им своими советами, организовывал рекламу и отзывы в газетах и журналах. Полине Виардо оставалась лишь сугубо творческая деятельность: сочинение музыки и исполнение собственных произведений. Виардо и Тургенев совместно создали5 музыкальных альбомов.

14. Полина Виардо, на стихи Тютчева, «Ива» (ЛШ) (1,0)

Еще одной новой артистической вершиной, апофеозом оперной карьеры стало для певицы исполнение партии Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Эту оперу Гектор Берлиоз специально переработал для голоса Полины Виардо, для меццо-сопрано. (Две прежние редакции были для альта-кастрата и для тенора). Успех был даже больше, чем успех в роли Фидес. Газеты писали, что Виардо-актриса достигла столь же высокого уровня, как Виардо-певица. Публика осыпала её цветами. За два сезона с 1859 по 1861 год Орфей прошёл 150 раз.

15. Кристоф Виллибаль Глюк, ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика» (ОП) (4)

После феноменального успеха «Орфея» Полина Виардо оставила большую сцену, но не оставила служения её величеству Музыке: продолжала выступать в концертных программах, воспитала множество прекрасных певиц, сочиняла музыку сама, вдохновляла и поддерживала начинающих композиторов, среди которых было много славных имён: Шарль Гуно, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Форе – все они многим обязаны блистательной госпоже Виардо.

А в заключение нашего концерта еще одна обработка Полины Виардо популярного инструментального произведения:

16. Полина Виардо, Иоганнес Брамс, дуэт «Цыганки» (4)