Онлайн-выставка художника Виктора Апухтина «Тургенев vs Достоевский. Христианские мотивы в малой прозе И.С.Тургенева и романе «Идиот» Ф.М.Достоевского»

Дата: 30.11.2021

Время: 20:00

Место проведения: Онлайн

Выставка | Онлайн

К 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского и 203-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

Виктор Апухтин хорошо известен как график, художник книги, по-новому взглянул на малую, мистическую прозу И.С.Тургенева, противопоставив ей роман Ф.М.Достоевского «Идиот».

Выставку представляет куратор Елена Енова.

Трансляция на нашем Youtube-канале.

Два мира, два таланта сложно существовавших в пространстве русской литературы XIX века полемизируют и в веке XXI-м. Мистическая проза Тургенева против евангельских образов романа Достоевского. Они продолжают спор и сейчас. Это противостояние и общность отражены в работах художника Виктора Апухтина.

В ноябре 2021 года к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве открылась выставка «Встреча, изменившая мир», на которой художник Виктор Апухтин впервые представил свои работы – графические размышления над проблемами, заложенными в романе «Идиот», их вневременной сутью.

Виктор Олегович Апухтин (род. 1952) известен как график, художник книги: он иллюстрировал такие произведения, как «Фауст» Гете, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, поэмы Алишера Навои, сборник узбекского фольклора (цикл о Ходже Насреддине), «Евгений Онегин» Пушкина (в издании романа на узбекском языке). Посетив выставку «Письмена Неба» в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына в Москве, Ирина Александровна Антонова назвала Виктора Апухтина продолжателем традиции развития книжной иллюстрации. 

Он в совершенстве владеет языком графики, виртуозно использует выразительные возможности различных техник, экспериментирует, создает новое. Его работы находятся во многих музеях некогда единой страны, в том числе и московских – Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств народов Востока, Государственном литературном музее А.С. Пушкина.

Потомок известной дворянской фамилии из города Болхова, (свойственников Тургеневых), художник и философ, Апухтин поставил перед собой благородную задачу – исцелять искусством. Этой миссией проникнут и новый цикл графических работ художника, посвященных роману «Идиот». Апухтин относится к тем мастерам, которых волнует близость идей Ф.М. Достоевского, поэтики его прозы и библейских тем, в частности проблемы неузнанности Спасителя современниками, выраженной в строках Евангелия от Иоанна: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Евангелия от Иоанна 1:9-10). Художник исследует тему человеческих метаний от добра ко злу, когда человек, бесконечно страдая, то идеализирует, то демонизирует процесс жизни.

Для Виктора Апухтина главный герой романа Лев Мышкин олицетворяет Свет, и потому при визуализации не имеет тени. Суть его – «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Евангелие от Луки. 1:79), потому что способность видеть Свет – это путь к спасению.

Тонкий психолог, художник проводит нас путем преображения героев романа. Бестелесность князя Мышкина контрастирует с приземленными персонажами – их образы показаны несколько иронично. Но момент соприкосновения озаряет их иным светом, и жизнь прежняя становится уже невозможной.

Одной из особенностей персонажей Апухтина является то, что они живые, пульсирующие. Они пребывают в измерении космическом, воплощая в себе связь времен. Они как сущности, либо подобные порождениям Океана в фильме А. Тарковского «Солярис», вышедшим из «горнила клокочущих страстей», либо рожденные Божественным Светом.

Работы Виктора Апухтина расширяют иконографию иллюстраций произведений Ф.М. Достоевского, заложенную классиками современного отечественного искусства А.Д. Гончаровым, Д.А. Шмариновым, И.С. Глазуновым, Ф.Д. Константиновым, М.М. Шемякиным.