Что мы знаем о западноевропейской музыке XV века? Пожалуй, эта тема из разряда «широко известной в узких кругах».
Наиболее известные композиторы Джон Данстейбл, Гильом Дюфаи, Жиль Беншуа, скорее, останутся для широкого круга слушателей именами, не вызывающими мелодических ассоциаций.
В отличие от художников того времени, чьи творения известны каждому школьнику — Леонардо да Винчи, Ботичелли, Дюрер, загадочность и «тишину» музыки Кватроченто во многом объясняет то обстоятельство, что Средневековье, как и начало Ренессанса — время устного, импровизационного бытования светского музыкального искусства. Записывались церковные вокальные сочинения; светская культура фиксировала лучшие образцы, при этом ее облик являл собой схематичный характер и подразумевал импровизационный подход. Услышать музыку XV века не так просто, как увидеть картины того времени, в этом своеобразие музыкального искусства позднего Средневековья и его сложность для воссоздания в наши дни.
Существует не так много музыкальных коллективов, выбравших это направление творчества. В концерте объединились силы музыкантов из разных городов России — Новосибирска, Владимира, Москвы, чтобы представить звучание уникального струнно-клавишного инструмента под названием клависимбалум.
Прототип клавесина, впервые упомянутый в источниках на рубеже XIV–XV столетий, сохранился лишь в описаниях. Его реконструкция была выполнена в 2020 году мастером Александром Баюновым и является редким даже для европейских мастеров опытом.
Необычное звучание клависимбалума музыканты сопоставят с инструментами соответствующего исторического периода и более поздними, чтобы оценить его своеобразие.
Прозвучит музыка из сборника Фаэнца, Дюфаи, анонимных авторов XVI–XVII столетий.
Участники:
- Анна Недоспасова — клависимбалум
- Ансамбль Alcántar
- Ольга Белецкая — клавесин
- Дмитрий Черевко — ренессансная гитара.
Концерт приурочен Дню пожилого человека и Международному Дню музыки.
12+. Вход свободный
Телефон для справок: +7 495 625 60 59