Онлайн-встреча со знатоками истории Москвы Александром Бугровым и Василием Волковым

Дата: 09.12.2020

Время: 19:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Мероприятия | Онлайн

Авторы книги «Вокруг немецкой слободы» приглашают вас в путешествие в старинный и самобытный район столицы, каким  является  Немецкая слобода с окружающими ее Басманными улицами, Елоховым и Лефортовым. На основе открыток  из коллекций авторов познакомимся с богатой историей этой местности, увидим изображения известных зданий и  примечательных объектов Яузской Москвы.

После Смутного времени … уже видим стремление царей высвободиться, хотя временно, из кремлевской тесноты на простор подгородных мест. При царе Михаиле таким царским местопребыванием становится село Покровское, при царе Алексее – Измайлово, потом Преображенское, которое при Петре так тесно соединяется с Немецкою слободою. Вследствие этого семнадцатый и восемнадцатый века видят новую Москву, Москву яузскую, в противоположность старой, омываемой Москвою-рекою и Неглинною.

С.М. Соловьев

Яузская Москва – место особенное. Это край дворцов и парков, царской гвардии и придворного театра, вычурного барочного стиля и чего-то неповторимого, пришедшего с Немецкой слободы. Именно она, безусловно, была столицей района, начинавшегося с восточной черты Земляного города, со старой границы белокаменной.  Со времени первых царей династии Романовых сюда, к государеву селу Покровскому, находившемуся в районе современной Бакунинской улицы, вела царская дорога, по которой первый из Романовых – Михаил Федорович – приезжал на берега Яузы, к живописным охотничьим угодьям. В середине XVII века на запустевшем месте Иноземной слободы, сгоревшей в Смутное время, возродилась Немецкая слобода, населенная выходцами из разных европейских стран. Это придало району яркое своеобразие: уже к исходу того века слобода выглядела аккуратным небольшим европейским городом, где по словам современника, «дома красивы, точно игрушки»[2]. Несмотря на преобладание деревянной застройки, она резко контрастировала с окружающими московскими слободами. Выкрашенные фасады домов, цветники, кое-где даже фонтаны – и все это дополнялось другим бытом, европейским многоязычьем, в котором господствовали немецкие диалекты. Именно эта европейская культура, тягу к которой проявлял еще царь Алексей Михайлович, стараниями лютеранского пастора Грегори обустроившего в соседнем Преображенском придворный театр (первый профессиональный театр в России) станет колоссальным центром притяжения для молодого царя Петра I. Здесь жили его друзья и соратники, такие как Патрик Гóрдон и Франц Лефорт, офицеры первых гвардейских полков – Преображенского и Семеновского, заложивших славные традиции элитных российских военных подразделений.

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский называл Преображенское «станционным двором на пути к Петербургу»[3] – но это высказывание можно относить ко всей Яузской Москве и это был не только «станционный двор». Здесь, на берегах Яузы, ковались многие петровские начинания, собиралась Боярская дума и издавались указы, обучались гвардейские полки, выделывались детали для кораблей, а в Лефортовском дворце (построенном на деньги Петра I) проходили светские рауты европейского типа. Река Яузы обретает вид второй столичной реки, с фасадами дворцов, обращенных на водную гладь, с лодочными причалами (с того времени стали необычайно модными среди знати речные прогулки).

Несмотря на то, что фактической резиденцией молодого Петра I было Преображенское, именно Немецкая слобода со своим европейским духом и красотой станет подлинной «столицей на Яузе». Как обобщил Иван Егорович Забелин,

«само собой разумеется, что как скоро императорские дворцы основались на Яузе, против Немецкой слободы, то вблизи их или на пути к ним, по необходимости,  стали селиться и все лица  знатные и близкие ко двору. Тогда и Немецкая слобода и все улицы Москвы по направлению к немецкой Яузе украсились и затем постоянно украшались  новыми постройками, обширными домами и дворцами по новому немецкому же, или европейскому, архитектурному стилю. Все высшее, образованное общество Москвы селилось по преимуществу в этой стороне, а потому в Немецкой же слободе в то время сосредотачивались и все торговые, промышленные и ремесленные заведения, руками иностранцев удовлетворявшие новым потребностям нового общества. Для остальной Москвы Немецкая слобода вообще была некоторого рода Петербургом, где господствовала Европа…»[4].

«Царская дорога» изменила свое направление: теперь она проходит через Капитанскую слободу (а не Басманную, как раньше), а заканчивается не в селе Покровском, а в Лефортове, превращенном в дворцовый район. В оформлении этого «парадного маршрута» принимают участие выдающиеся архитекторы XVIII века. По проекту князя Дмитрия Васильевича Ухтомского Красные ворота, прежде деревянные, получили свой торжественный, величавый облик и надолго стали символом Яузской Москвы. Здесь, в Лефортове, начиналась слава Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, продолженная уже в С.-Петербурге возведением всемирно известных дворцовых комплексов. В «золотой век» Екатерины II для проектирования домов богатых вельмож вокруг Немецкой слободы нередко привлекается известный московский зодчий Матвей Федорович Казаков.

К концу XVIII века эти места – во многом еще дворянские районы столицы. Грандиозный московский пожар 1812 года привел к тому, что многие богатые обитатели стали предпочитать пепелищу район арбатских переулков и Остоженки. К тому времени о слободе «немцев» (так в старину москвичи называли европейцев вообще) в Москве напоминал разве что шпиль кирхи Святого Михаила, прозванного  «Старой Обедней».

В позапрошлом столетии местность стала терять прежнее яркое своеобразие, однако не превратилась в заурядный московский район. Здесь были открыты известные учебные заведения, не говоря уже об Императорском Московском техническом училище, одном из лучших политехникумов Европы. В прежних роскошных домах знати и дворцах разместились благотворительные учреждения. А Лефортово стало настоящей «военной столицей» Москвы: здесь было три кадетских корпуса, Алексеевское военное училище (одно из лучших военно-учебных заведений в России), казармы Астраханского полка, военно-фельдшерская школа и, наконец, главный военный госпиталь.

Не удивительно, что когда в 1894 году частным издательствам было разрешено выпускать бланки открытых писем, уже в следующем году достопримечательности Яузской Москвы попали на лицевые стороны московских открыток. На так называемых «грюсах» (от немецкого Grüß – досл. привет), исполненных литографским способом[5] и нередко печатавшихся в Германии, неоднократно изображались Красные ворота[6]. На открытках 1898 года, исполненных уже в технике фототипии[7] известной фирмой «Шерер, Набгольц и Ко.» (во многом с негативов знаменитых «найденовских альбомов»[8]), уже изображена галерея местных достопримечательностей: Новая Басманная улица, церковь Богоявления в Елохове, кирха Святого Михаила[9]. Виды Яузской Москвы вошли и в серии открыток с видами Москвы, выпущенных фирмой в период 1900–1903 годов. Позднее эта известная фирма под руководством фотографа Альберта Мея выпускала открытки на заказ отдельных учебных заведений в районе: Константиновского межевого института (в 1904 г. и в 1906 г.) и гимназии фон Дервиз (в 1906 г.). В начале ХХ века благодаря издательской деятельности Павла фон Гиргенсóна появились открытые письма с видами Разгуляя, зданий Императорского Московского технического училища, Елизаветинского института и т.д.

Разные издатели, в том числе «скрывавшиеся» на открытках под аббревиатурами или вовсе не обозначавшие себя, публиковали виды Немецкой слободы и окрестностей, некоторые из которых давно стали коллекционной редкостью. Так, большая серия уникальных видов строений и лабораторий  Императорского Московского технического училища была выпущена издателем, скрывавшимся за инициалами «И.Г.». В 1912 году братья Борис и Григорий Иохведсоны, основавшие «Северное художественное издательство» в Москве, вновь прошлись с фотокамерой по нашим местам, итогом чему стала публикация на открытках довольно редких видов района, прежде всего Старой и Новой Басманной улиц[10].

Настоящий альбом не претендует на полноту. Его авторы-составители попытались отобразись лишь все известные достопримечательности района, попавшие на открытки «царского» времени (таким образом, краеведческий подход был впереди интереса коллекционеров, желающих иметь полный каталог). Как будто вновь, вернувшись на столетие назад, мы попытались пройти с камерой по давно ушедшему городу, чтобы показать завораживающее зрелище Яузской Москвы.      

Александр Бугров, Василий Волков

Трансляция прямого эфира — на нашей странице в Facebook.