Экскурсия в фамильный дом нотоиздателя Петра Юргенсона и концерт в честь юбилея великого издателя и просветителя состоятся 18 июля

Экскурсия и концерт классической музыку, посвящённые 185-летию Петра Ивановича Юргенсона, пройдут 18 июля 2021 года, в палатах, где некогда проходили консерваторские классы и творили величайшие музыканты, работал гениальный композитор П.И.Чайковский — в гостиной Юргенсон Дома Петра Юргенсона (известного как «Палаты дьяка Украинцева»).

На планируемое юбилейное мероприятие вечер придут видные деятели культуры и духовные служители. По традиции почётные гости выступят с приветственным словом, пройдёт исторический экскурс. После музыкальной программы в столовой, где некогда П.И. Юргенсон, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн и другие видные деятели проводили творческие вечера, пройдёт обмен мнениями и обсуждение возможностей развития музыкального наследия, собранного нашими великими предшественниками. 

Экскурсовод – Анастасия Борисовна Юргенсон, праправнучка П.И.Юргенсона, хозяйка музыкального салона Гостиная Юргенсон. Купить билет.

Шестидесятые года XIX в. разбудили Русь. Эта славная великая эпоха, это время крупнейшего прогресса русской общественной и научной мысли явилось также и временем могучего расцвета русского искусства, русской музыки, в частности. В эти годы началась деятельность крупнейших художников отечественнной музыки: Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Тогда же было положено начало серьёзной постановке музыкального образования в России. Во время этого сильного и быстрого роста музыкального творчества и образования неотложным делом явилось учреждение солидного и серьёзного музыкального издательства. Потребовались люди дела, люди практической деятельности. Такие люди не замедлили явиться, и одним из первых среди них, по времени и значению, был Пётр Иванович Юргенсон. 

С первых же шагов фирма завоевала репутацию предприятия солидного, основательного, ставившего перед собой серьёзные и далёкие цели. Художественное направление деятельности её во многом определилось не только самим хозяином, но и его друзьями — Н. Рубинштейном, а чуть позже и П.И.Чайковским. Дружба Юргенсона с передовыми музыкантами во многом предопределила просветительский характер деятельности фирмы, высокое качество её изданий, широту их тематики. 

Через пять лет после основания нотного издательства Юргенсон начал выпускать и книги по музыке, ещё год спустя открыл собственную нотопечатню, которая выросла вскоре в большую музыкальную фабрику, — одну из лучших в Европе. Очень быстро фирма Юргенсона поглотила целый ряд мелких предприятий в Москве и стала здесь, по существу, монополистом. 

Пётр Юргенсон пользовался всеобщим уважением музыкального мира. Он стремился собрать и сохранить для потомков бесценный нотный фонд: собрание оригиналов всех своих изданий с автографами и правками композиторов. Сейчас эта уникальная «нотница» передана Московской консерватории. 

К началу ХХ века нотное издательство Юргенсона выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов. В его каталоге насчитывалось 35 тысяч изданий. 

За «полезную деятельность на поприще отечественной промышленности…» П.И.Юргенсон получил орден св. Анны 3-й степени и почётное право ставить Государственный герб на свои печатные издания. На Всемирной выставке в Париже его издания были удостоены Grand Prix и «Золотой медали», а в Берлине он получил орден Прусской Короны 4-й степени. 

Сегодня «Дом Петра Юргенсона — Хохловское царство» готовится к реставрации и реконструкции. Планы девелоперов по дальнейшей судьбе Дома и прилегающих строений, являющихся единым архитектурным ансамблем, вызвали большой общественный резонанс. 

Неравнодушные к судьбе Дома жители и общественные деятели ратуют за продолжение музыкальной истории Дома, сохранению и популяризации его «золотого периода». Всё больше и больше экскурсантов стараются успеть попасть в стены Дома, чтобы не только увидеть, но и прикоснуться к истории Дома, погрузиться в его историю, слушая из уст потомков Юргенсона о его историческом прошлом. Незабываемое впечатление получают те, кому посчастливилось после увлекательной экскурсии погрузиться в музыкальную атмосферу палат и попасть на музыкальный вечер в гостиной, обладающей превосходной архитектурной акустикой, где, по сложившейся уже более 100 лет традиции, композиторы и музыканты регулярно проводят камерные концерты. 

Юбилейная дата великого нотопечатника хорошо известна в профессиональных музыкальных кругах и среди неравнодушных ценителей музыки. Жизнь Петра Юргенсона, история Дома Юргенсона (старейших палат Москвы XVII века) являются неотъемлемой частью истории России, заслуживающей подражания. Классическая музыка, ставшая символом расцвета русской культуры во второй половине XIX века, ждёт возрождения и своего нового расцвета, чтобы заново явить миру всю глубину русской души на языке, не требующем перевода. 

Программа концерта:

Первое отделение. Гостиная Юргенсон:

  • Петр Ильич Чайковский (1840 — 1893).
  • Два романса из Сочинения 6 (1869 года) в переложении для виолончели и фортепиано: «Слеза дрожит» (#4, посвящается Петру Ивановичу Юргенсону, к 185-летию)  и «Нет, только тот, кто знал» (#6).
  • Эдвард Григ (1843 — 1907).
  • Соната ля минор для виолончели и фортепиано. Сочинение 36. Первая часть.
  • «Ноктюрн» и «Танец Анитры» в переложении для виолончели и фортепиано.
  • Петр Ильич Чайковский (1840 — 1893).
  • «Экспромт-каприс» (1884, посвящается Софье Ивановне Юргенсон) и «Шалунья» (сочинение 72, #12, 1893, посвящается Александре Петровне Юргенсон-Снегиревой).
  • Родион Константинович Щедрин (род. 1932).
  • «Кадриль» из оперы «Не только любовь» (1961) для виолончели и фортепиано.
  • Давид Поппер (1843 — 1913).
  • «Танец эльфов» для виолончели и фортепиано. Сочинение 39.
  • Джулио Каччини (1551 — 1618).
  • «Ave Maria» в переложении для виолончели и фортепиано.
  • Петр Ильич Чайковский (1840 — 1893).
  • Две пьесы из Сочинения 72 (1893 года) в переложении для виолончели и фортепиано: «Мазурка для танцев» (#6, посвящается Луизе Иосифовне Юргенсон) и «Размышление» (#5).
  • Исполнители — лауреаты международных конкурсов и фестивалейЕвгений Прокошин — (виолончель 17 века )Ольга Новикова — (фортепиано)Дмитрий Степанович    БасЭдуард Шварц — (виолончель)

Второе отделение. Первый этаж. Большие палаты:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750).
  • Сюита #6 Ре мажор для виолончели соло.
  • Пабло Казальс (1876 — 1973, к 145-летию).
  • «Пение птиц» для виолончели соло.
  • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953, к 130-летию).
  • «Марш» для виолончели соло.
  • Сюрприз — загадка: секретная пьеса очень известного автора для виолончели соло с отгадыванием и розыгрышом дисков и билетов.
  • Феликс Маркович Янов-Яновский (род. 1934).
  • «Quasi Tango» (2009) для виолончели и виолончелиста.
  • Джованни Соллима (род. 1962).
  • «La Tempesta» («Буря», 2000) для виолончели соло.