Прием работ на Второй Конкурс малой прозы объявлен открытым

Организаторы Второго Конкурса малой прозы: Тургеневское общество в Москве, Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева и Клуб друзей И.С. Тургенева.   

Первый Конкурс малой прозы* состоялся в 2020 году и был посвящен «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева. Второй Конкурс, проводимый в 2022 году, тематически связан с так называемыми «таинственными повестями**» И.С. Тургенева. К теме «таинственного» писатель  обращался в разные периоды своего творчества,  однако в поздний период присутствие потустороннего (мистического или фантастического) в жизни человека становится доминантой его произведений.

* Малая проза — короткие прозаические произведения различных жанров (короткие рассказы, эссе, лирические миниатюры, басни, притчи и т.п.).

Основными целями Конкурса являются:

  • поддержка литературного творчества
  • популяризация жанров малой прозы
  • популяризация позднего творческого наследия И.С. Тургенева, которое до сих пор остаётся малоизвестным широкому читателю
  • повышение интереса читателей к жизни и творчеству И.С. Тургенева и русской литературе в целом.

На Конкурс представляются законченные прозаические авторские произведения, написанные на русском языке и отражающие присутствие мистического или фантастического начал в жизни человека.

Сроки подачи работ: 1 мая — 31 декабря 2022 года.

Соответствующие условиям  Конкурса работы выставляются для публичного обсуждения на сайте Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева и в группах Тургеневского общества в Москве в социальных сетях.

Подведение итогов Конкурса запланировано на январь 2023 года.

Церемония вручения дипломов и памятных призов победителям и призёрам намечена на февраль 2023 года и состоится в Библиотеке–читальне имени И.С. Тургенева.

Подробности — в Положении о Втором Конкурсе малой прозы.

Мир «таинственного» занимает особое место в творческом наследии И.С. Тургенева. Классик русской литературы, отразивший в своих произведениях жизнь людей XIX столетия, пытался в своем творчестве художественно осмыслить мир «потустороннего». Вторжение  этого мира нарушает привычный порядок вещей: фантастическое «заставляет» людей совершать неожиданные поступки, однако сопротивляться этому влиянию человеку не под силу. В попытках заглянуть за порог физической жизни Тургенев приоткрывает завесу и с удивлением обнаруживает другой мир — мир после смерти.

** «Таинственные повести» И.С. Тургенева

Творчество И.С.Тургенева в разные периоды отмечено интересом к таинственным и мистическим явлениям в жизни человека.   Хотя в 1850-е годы писатель уделял особое внимание теме любви, в 1856 г. он пишет повесть «Фауст»; это наиболее показательное раннее «таинственное сочинение» Тургенева. Его героиня Вера Николаевна Ельцова никогда в жизни не читала художественной литературы из-за внушенных ей матерью опасений, что такое чтение дурно подействует на воображение. «Читать поэтические произведения и полезно и приятно… Я думаю, надо заранее выбрать в жизни: или полезное, или приятное, и так уже решиться, раз навсегда», — говорит Вера Николаевна.

Страшась сил, которые таятся в ее душе, героиня  всё же решается на чтение вслух  вместе с рассказчиком (героем повести) трагедии Гёте «Фауст».  Чтение пробуждает в ней возможность глубоко чувствовать, и это  приводит ее к трагическому финалу. Во время любовного объяснения с героем перед Верой Николаевной предстаёт призрак матери и «уносит» ее в могилу. «Таинственное» в этом сочинении тесно связано с психологическим и обращено к границемежду миром реальным и миром ирреальным.

В поздний период –  1860-1880-е годы —   тема «таинственного» становится ключевой для писателя. В центре его внимания  оказывается подвижная грань между двумя мирами в таких произведениях, как «Призраки» (1864), «Собака» (1866), «Странная история» (1870), «Стук…стук…стук!..» (1871), «Часы» (1876), «Сон» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич (После смерти)» (1882) и др.

В повести «Призраки» в образе Эллис Тургенев изображает некую вампирскую сущность. Что такое эта Эллис, как она оказалась в нашем мире и какие цели преследует, вступая в контакт с героем? Злая природа этого «духа» очевидна. Во время последней встречи Эллис обретает плоть, «поглощая» героя повести, который теперь видит в ней не призрака, а «живую женщину». Эллис удалось проникнуть в мир реальный, и  она будет стремиться стать  его частью.

Мотив сверхъестественного присутствует  в рассказе «Собака».   Его герой слышит звуки, издаваемые скребущейся под кроватью собакой. Эти звуки исчезают,  когда герой заводит  щенка,  который  в дальнейшем спасет его от чужой бешеной собаки.

Теглеву из рассказа  «Стук…стук…стук!..» слышится голос возлюбленной, которая умерла из-за его нежелания  на ней жениться. Теперь она зовёт Теглева «туда…за собою», и он за ней последует в стремлении «выплатить долг». Хотя на самом деле в смерти Маши, возлюбленной Теглева, нет никакой «таинственности»: она умерла от холеры, а женский голос, который он слышит,   принадлежит не Маше, а женщине, подзывающей  уличного разносчика по имени Илья, тезки героя.     Зачастую в заключительных строках своего произведения  Тургенев объясняет «таинственное» вполне  земными причинами.

Вместе с тем,  писатель допускал возможность  вмешательства сверхъестественного в реальную жизнь.  С развитием естественных наук во второй половине XIX  века  главным и единственно верным средством познания реальности всё больше признавался разум.  Но что если мир не ограничивается реальностью? Тургенев пытался найти ответ на этот вопрос с позиции художника. Так, в рассказе «Сон» писатель обращается к пограничному состоянию человека во сне, его существовании как бы на грани двух миров. Такой сюжет интересовал Тургенева и ранее, но в этом рассказе  он стал ключевым. Герой рассказа видел своего отца  только во сне и никогда не встречался с ним в жизни, однако,   случайно с ним  столкнувшись,  сразу  его узнал.  Отец также узнал сына, хотя виду не подал.

«Песнь торжествующей любви» стоит в ряду сочинений Тургенева, в которых переплетаются мотивы сна и реальности, магии и действительности, любви и страсти, на этот раз в обрамлении итальянской легенды XVI века. Выбор столь экзотической формы неслучаен:  она указывала современникам  Тургенева на условность описываемых событий,  но одновременно позволяла автору проникнуть  в потусторонний мир.

Последнее «мистическое» произведение писателя — повесть «Клара Милич (После смерти)» рассказывает   о влиянии сверхъестественного мира, когда речь идет о  сильных человеческих чувствах. Пока Клара жива,  Аратов   к ней равнодушен, но после ее смерти дух, призрак Клары, подчиняет себе героя и неумолимо затягивает в мир иной.  Описание  роковых сил, неподвластных человеческой воле и разуму, выступает  главным содержанием этого тургеневского произведения.

Грань между двумя мирами и последствия их взаимодействия привлекали Тургенева на протяжении всего его творчества. Писатель пытался заглянуть за эту грань в своих сочинениях.  Этот творческий поиск  стал  для И.С.Тургенева источником художественного озарения. 

(Текст — Ю.Д.Бурмистроваканд.филол. наук, старший преподаватель МГПУ).