Семейная сага

  • Аксёнов, В.П. Московская сага : [трилогия]

Кн. 1 : Московская сага : Поколение зимы / В.П. Аксёнов . – М. : Изограф [Изографус] : ЭКСМО, 2002 . – 382 с. — ISBN 5-94661-026-0 .
Кн. 2 : Московская сага : Война и тюрьма / В.П. Аксёнов . – М. : Изограф [Изографус] : ЭКСМО, 2002 . – 397 с. — ISBN 5-94661-027-9 .
Кн. 3 : Московская сага : Тюрьма и мир / В.П. Аксёнов . – М. : Изограф [Изографус] : ЭКСМО, 2002 . – 463 с. — ISBN 5-94661-028-7 

Василий Павлович Аксёнов — признанный классик и культовая фигура русской литературы. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Успех пришел к Аксёнову еще в 1960-е годы, — откликаясь блистательной прозой на самые сложные и актуальные темы, он не один десяток лет оставался голосом своего поколения. В числе полюбившихся читателям произведений Аксёнова — трилогия «Московская сага», написанная в начале 1990-х годов и экранизированная в 2004 году. Трилогию составили романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века — с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи — борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом, послевоенные репрессии.

  • Вигдорова, Ф.А. Семейное счастье; Любимая улица : [романы] / Ф.А. Вигдорова . – М. : СЛОВО / SLOVO , 2002 . – 539 с. – (У камина) . — ISBN 5-85050-662-4

Романы «Семейное счастье» (1962) и «Любимая улица» (1964) были изданы незадолго до смерти Ф.Вигдоровой и после 1966 г. не переиздавались. В главных героях дилогии особенно полно отразилась личность автора. Это книги о семейных отношениях, о воспитании детей, о жизни, о смерти, о дружбе и о порядочности.

  • Головкина (Римская-Корсакова), И.В. Лебединая песнь (Побежденные) / И.В. Головкина (Римская-Корсакова) . – 2-е изд . – Санкт-Петербург : Храм во имя святых Царственных Страстотерпцев в Сологубовке, 2009 . – 942 с. : фот., портр. ; 22 см . — ISBN 5-85991-021-5 (пер.) 

«Лебединая песнь» — авторское название романа, известного широкому кругу читателей как «Побежденные». Книга Ирины Владимировны Головкиной. внучки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, впервые была издана в 1992 году в журнале «Наш современник» в сокращенном виде. Исчезли авторские название и предисловие, часть текста, некоторые характерные для автора слова — например, «интеллигент» и «интеллигентный». Тем не менее, даже в сокращении роман о жизни русской интеллигенции в период диктатуры Сталина являлся библиографической редкостью. Книга стала поистине Лебединой песнью автора. Здесь все пронизано любовью к России и верностью ей — и в счастье, и в горести, и в радости, и в беде. В настоящем издании читатели впервые познакомятся с оригинальным текстом романа. Здесь рельефнее очерчиваются побочные сюжетные линии; становятся понятными отдельные эпизоды, которые были неясны в журнальном тексте из-за пропусков; предстают в неизменном виде обороты речи, образные выражения, характеризующие не только индивидуальный стиль автора, но и язык его эпохи. Новое издание романа сопровождается биографическим очерком об авторе, написанным ее внуком, и фотографиями из семейного архива Римских-Корсаковых.

  • Грекова, И. Вдовий пароход : Избранное / И. Грекова . – М. : Текст, 1998 . – 351 с. : тв. – (Классика XX века) . — ISBN 5-7516-0125-4

«Ничего я не знаю, не умею. И все же это была работа, а работать было необходимо, чтобы жить. А жить надо было непременно, неизвестно для чего, но надо! Никогда еще я не была так жадна на жизнь. Меня радовал, меня страстно интересовал мир со всеми своими подробностями: лиловым асфальтом улиц, бегучими дымами в небе, зеленой прошлогодней травой, лезущей из-под грязного снега грубым символом бессмертия…»

  • Грекова, И. Свежо предание : Роман / И. Грекова . – М. : Текст, 1997 . – 255 с. — ISBN 5-7516-0087-8

«Свежо предание» — классический роман воспитания. Главный герой его — Константин Левин, из семьи тех, что «делали революцию», а потом прошли все испытания, выпавшие на долю человека в XX веке. Написанная, как всегда у И. Грековой, увлекательно, прозрачно, сильно, сага о Левиных поражает абсолютным бесстрашием и мудрой человечностью.

  • Катишонок, Е.А. Трилогия
    [Кн. 1] Жили-были старик со старухой : роман / Е.А. Катишонок . – [2-е изд.] . – М. : Время, 2011 . – 479 с. – (Самое время!) . — ISBN 978-5-9691-0666-6
    [Кн. 2] Против часовой стрелки : роман / Е.А. Катишонок . – [2-е изд.] . – М. : Время, 2011 . – 398 с. – (Самое время!) . — ISBN 978-5-9691-0667-3
    [Кн. 3] Свет в окне : роман / Е.А. Катишонок . – М. : Время, 2014 . – 671 с. – (Самое время!) . — На пер. указано: Автор — лауреат премии «Ясная поляна» . — ISBN 978-5-9691-1244-5

Роман «Жили-были старик со старухой», по точному слову Майи Кучерской, — повествование о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. Два последующих романа продолжают историю семьи, ставя в центр повествования разных её членов.

«…Эта история [трилогия] захватывает с первой страницы и не отпускает до конца. Живые, порой комичные, порой трагичные типажи, «вкусный» говор, забавные и точные «семейные словечки», трогательная любовь и великое русское терпение — все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — все то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…» — Дина Рубина.

Рецензия:

До лучших времён…

Вот только «лучшие времена так никогда и не наступают» обычно. Поэтому жить нужно сегодня, здесь и сейчас. Жить по совести и с Богом в душе, идти своим путём, не суетясь, не мельтеша и не подличая, не ропща, не завидуя. А ещё – любить.

Трилогия Елены Катишонок весьма убедительно доказывает этот последний постулат. Проникают в душу благословенным светом лишь те из многочисленных выведенных ею персонажей, что поцелованы этим прекрасным чувством. Прочие же — убоги. Автор не вешает ярлыков, однако читатель это безусловно чувствует в отношении тех, что обойдены лучшей из способностей – дарить любовь.

О чём эта книга? Думаю, в отношении семейной саги, охватившей практически весь 20 век, не получится ответить однозначно. Она о людях, хороших и не очень. Она о местах, о домах, о временах. История, рассказанная писательницей. – сама жизнь, непростая, а оттого, быть может, и не напрасная.  

«Чем измеряется жизнь человека? Успехами и неудачами, болезнями, надеждами и разочарованиями; сменой власти, покупками; влюбленностями, детьми, встречами и разлуками; неприятностями; переездами с квартиры на квартиру, находками и утратами; ссорами, изношенными туфлями, прочитанными книгами, праздниками, войнами… Письмами, полученными и написанными, но так и не отправленными; любимыми игрушками, юбилеями и смертями, разбитой посудой, исписанными блокнотами, хлебными карточками… да мало ли что еще может быть перечислено в списке, где только две абсолютных величины: смерть и война». Тут, пожалуй, и добавить нечего. Разве что —  рассказать о впечатлениях, оставленных историей об Ивановых.

На самом деле, очень редкий случай, чтобы в книге понравилось всё. Сегодня же – как раз он. Великолепный, сочный и колоритный, язык. Неспешное, словно река, повествование, нелинейность сюжета, детальность образов абсолютно всех действующих лиц, автор ни на одном не сэкономила! Такая литература – само по себе наслаждение уже, ещё даже без наполнения. Но и содержание у Катишонок не подводит.

Всё начинается с того, что у самого синего моря, где дюны и сосны, в неназванном Городе жили-были старик со старухой. Конечно, и они когда-то были молодыми, о чем позднее сами охотно расскажут, а пока так. В книге вообще немало внимания уделено старости («вот это и есть старость… Нет, не то, что стало трудно подыматься или тянет прилечь, а что сам себя дитем видишь, да так ясно, будто в книжке картинки разглядываешь. Старость — это когда детство ближе, чем минувший день»), болезням, умиранию человека («умирание — это тоже часть жизни»), скорби («если бы существовали традиции скорби, как существуют традиции праздников! Горе, даже если призрак его уже вырисовывается на горизонте, если все знают, что оно неизбежно, — горе все равно ошеломляет. Если же никто к нему не готов, а главный участник, напротив, готовился к празднику, завязывая галстук, — в такой момент удар судьбы еще больней. Когда же остается позади печальный обряд погребения, на смену горю приходит скорбь, как пепел, который остается на месте пожара. Это и есть самое страшное и самое трудное для оставшихся, ибо если в беде они вместе, то разделить скорбь умеют далеко не все»). Однако ж, парадокс, это обстоятельство ничуть не угнетает. Автор говорит о тяжёлом так, что внутри разливается нечто вроде примирения: страдания конечны, старость неизбежна и уход ждет каждого из нас. Это тоже жизнь. «Как странно: умершие оставляют нам свою недожитую жизнь, мы подхватываем — и живем уже не только свою, но и жизнь тех, кто ушел, только не так, как она могла бы сложиться, — кому ж это ведомо? — а так, как свою собственную, останься они с нами. Мы продолжаем с ними разговаривать, и не только разговаривать — советоваться, спорить, и ждем, что вот-вот откроется дверь — и войдет…» И годы уходят на то, чтоб принять: нет, не войдёт уж более. Но остаётся лишь память, и вот она-то вечна, в отличие от отмеренных человеку земных лет.

Старик со старухой подняли пятерых детей, дождались внуков и даже правнучку. Легко не было ни разу, за весь век их, этот лихой двадцатый: «Этим чёрно-белым поколениям достались две мировые войны, десяток революций, гражданские войны, интервенции, голод, коллективизация, раскулачивание, культ личности, холодная война, Карибский кризис, локальные конфликты, гонка вооружений и продовольственная программа». Однако ж Матрёна и Григорий, пройдя сквозь горе и радости рука об руку, выдюжили. Она пилила и любила, он молчал и тоже любил – формула крепкого союза. Жили — как умели, главное – достойно, чему и детей учили. Вот здесь интересное авторское наблюдение (или подтверждение для тех, кто уже знал ранее). «Одно солнце и один воздух, чтоб дышать, и люди под солнцем такие же разные, как побеги, выглянувшие из земли: из одного рождается цветок, из другого колючки». Проще говоря, в семье не без урода. Но автор лишена грубости, потому вместо хлёсткого «урод» появляются колючки. Дети приходят в этот мир отнюдь не белыми листочками, и, как родители не старайся, природу бывает сложно перебить, не все чада вырастают достойными, так бывает…

Елена Катишонок вообще предельно деликатна. Она – «лицо ведомое, не сочиняет, а просто идет за ниткой разматывающегося клубка». Слова не мои, к сожалению, и источник вспомнить не могу, но именно они точнее всего характеризуют авторский стиль на протяжении всего повествования.

Итак, дети получились разными. Как и внуки. Всем уделить внимание – никакого формата книги не хватит. Потому автор выбирает лучшую из удавшихся для второй части («Против часовой стрелки»). Старшая дочь стариков, Ирина, ровесница века, — персонаж наимощнейший. Маленькая тихая женщина с несгибаемым стержнем внутри. Великая труженица, совестливая и принципиальная, верная и настоящая, порядочная, чуткая и мудрая. Бабушка Ира заводит будильник по вечерам против часовой стрелки, ибо «привычка спасает от небытия» и вспоминает свою жизнь. А «воспоминания заменяют чтение. Сначала вспоминаешь прочитанное, затем – прожитое», ведь она уже очень не молода и глаза не те, читать – не в её возможностях ныне.

События, описанные в первой части, расширяются и преломляются через угол зрения и позицию Ирины. Иные же – новые. Оно и понятно, 85 лет бабушке, пережила очень многих и многое: тяжкий труд, лишения, голод, война, эвакуация, раннее вдовство, предательство дочери… А хорошего, хорошего-то сколько было! Так и сколько? А любовь лишь, да внучка – отрада. Но и не мало это, у иных и того нет, а потому богатая Ирина, да.

Удивительный образ дочери Ирины, Таисии, получился у автора. Однозначно не положительная героиня, предала мать, а позднее и ребёнка собственного – Лёльку, однако, невероятно, её жалеешь. Да, эту пошлую пустышку жалко. А почему? Бесприютна она в душе своей глупой, тщету свою сознаёт, говоря о себе «Тайка-балалайка». Но никогда не изменится, так и продолжит выдумывать себе липовую жизнь для того лишь, чтоб не жить в той, что дана судьбой.

А заключительную часть трилогии («Свет в окне») возглавит как раз та самая внучка Иринина, которая отрада для бабушки. Будет и ещё одна параллель: события глазами родственника Ириного мужа, племянника Карла. Надо сказать очень органичный дуэт рассказчиков получился, Лёлька (теперь уже Ольга) и Карл – два скромных и глубоких человека. Ольга восполнит пробелы в рассказе о семье Ивановых, а Карл расскажет собственную историю, и окажется та не менее щемящей и исполненной достоинства. Придут новые лица, всё те же люди, которые, как мы помним, бывают хорошие и не очень, но не нам судить последних. Завершающая книга немного неожиданно попытается переплестись с «Сагой о Форсайтах». А почему бы нет? Ведь сага Катишонок – это тоже прежде всего люди, длинная галерея характеров, вызывающих сильные эмоции. Время после прочтения прошло немалое, но и сейчас закроешь глаза и увидишь лица, интерьеры, городские улицы, хутора. И лишь на полях у писательницы история, политика, время. Глаза откроешь, кивнёшь себе: мол, да, чтение было не лишним. Даже более того – нужным. Подумалось, в этих трёх книгах – настоящая жизнь. Важно быть, а не казаться. Счастье – оно всегда внутри человека, никогда — снаружи. Успех – не деньги или власть, он – любовь и семья, стремление к гармонии и честь.

Прочитать трилогию – приблизиться к мудрости. Меткие наблюдения рассыпаны в тексте словно бисер, они – подарок читателю и украшение повествованию. Приведу несколько ёмких фраз, чтобы стало безусловно очевидным, романы заслуживают самой высокой оценки.

  • «Человек одинок в своей боли, обиде и унижении».
  • «Можно жить совсем без любви, но нельзя с нелюбовью в сердце».
  • «Когда люди не могут найти решение, вмешивается судьба».
  • «Материнство — это постоянный страх, страх и радость».
  • «Как быстро человек прирастает к городу своей юности!».
  • «Есть непреложные истины, есть абсолютное «нельзя». Принять в подарок украденное — то же самое, что украсть самому».
  • «Ничего не зная об этой войне, он знал только, что на любой войне убивают. Не боялся, что его убьют, — боялся убить. Ни трусом, ни храбрецом старик не был, а боялся по одной-единственной причине, простой и понятной: убивать нельзя».
  • «Детьми остаются только до тех пор, покуда живы родители».
  • «Человек начинается в ребенке».
  • Кузнецов, С.Ю. Учитель Дымов : Роман / С.Ю. Кузнецов . – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018 . – 413, [1] с. ; 20 см . – (Новая русская классика) . — 16+ . — ISBN 978-5-17-105379-6 (пер.)

Сергей Кузнецов – прозаик, журналист, культуртрегер. Автор вызвавших бурные споры романов «Шкурка бабочки», «Хоровод воды» (шорт-лист премии «Большая книга»), «Калейдоскоп: расходные материалы» (шорт-лист премий «НОС» и «Новые горизонты»). Сергей Кузнецов умеет чувствовать время и людей в нем, связывая воедино жизни разных персонажей. Герои его нового романа «Учитель Дымов», члены одной семьи, делают разный жизненный выбор: естественные науки, йога, журналистика, преподавание. Но что-то объединяет их всех. Женщина, которая их любит? Или страна, где им выпало жить на фоне сменяющихся эпох? «Роман о призвании, о следовании зову сердца. О жизни частного человека, меняющего мир малыми делами, который не хочет быть втянутым в грубую государственную игру. О мечте. О любви, которая бывает только одна в жизни. О родителях, ценность которых люди осознают, только когда они уходят». Сергей Кузнецов.

Рецензия:

Благородная стезя.

“Пока не знаешь, зачем живешь, не имеет смысла обсуждать – как”. (С.Кузнецов “Учитель Дымов”)

В этом-то, надо заметить, и штука: мы редко начинаем свои искания с вопроса “зачем”, а вот о том “как” можем разливаться соловьями сколь угодно долго. Сергей Кузнецов попытался исправить ситуацию, “набросав” роман с ответом, зачем живёт человек. На мой вкус, вполне себе нормально это у него получилось. Тем более, что всё имевшееся им в виду, он же сам и подытожил в эпилоге чёрным по белому. Немного необычно, принимая во внимание, что большинство читателей, так скажем, со стажем предпочитают искать ответы, читая между строк. Однако не поспоришь, что данный авторский ход — он как-то надёжней, ибо мало ли что там насочиняет себе “между строк” читатель недостаточно опытный.

Итак, согласно автору, вполне достойное “зачем” заключается в… преподавании. Да, стезя благородная, нужная и ответственная, вполне тянет на звание смысла существования. Три поколения Дымовых, Владимир, Валерий и Андрей, выбрали эту стезю не сразу и не вдруг. Старший подвизался по химии в вузе, его сын — по йоге для широкого круга, внук же — по литературе в школе. Все трое — исключительного профессионализма светочи, верим на слово Кузнецову, потому что приведённые им факты заслуг династии Дымовых сами по себе бледны, увы. А почему?

 “Много чести этой власти, чтобы я с ней воевал. Я предпочитаю её не замечать”, — кредо одного из учителей. А другой подхватывает:  “Мораль в том, что в нашей стране честный человек не может избежать государства, но должен, всё время должен держать с ним дистанцию”.  И данную позицию писатель как раз отстаивает очень доказательно. Соглашаешься, конечно, но отчего-то грустно, что педагог — не генерал и не смеет звать на баррикады… Шучу.

“Учитель Дымов” для меня оказался не историей о призвании педагога, а просто драматичной семейной сагой в декорациях советской, а позднее российской истории. По моему личному восприятию, сороковые — семидесятые прошлого столетия оказались ярче, нежели последующий период. Думается, иметь субъективный взгляд на окружающую реальность — не грех. Главное, чтоб реальность эта в изображении конкретного автора не смотрелась совсем уж “параллельной” моей. К счастью, в случае с “Учителем Дымовым” этого не произошло, хотя шероховатости всё же вынуждена отметить.

Добавлю также, выбирай я центрального героя романа — им не стал бы ни один из Дымовых, увы. Я бы предпочла образ Жени. Жила на страницах книги эта удивительная фигура — настоящий образец служения. И терпения, и мудрости с мужеством, и достоинства. История начинается с того, как девочка остаётся сиротой в 13-ти летнем возрасте, а заканчивается её же смертью в уже очень преклонных летах, что весьма символично. Не будь её в книге, всё вымучивание “учительства” рассыпалось бы как карточный домик.

В принципе, советовать роман стоит, он хотя и неспешный, но отнюдь не усыпляющий. Достоинство его в том, что не сеет безнадёгу, напротив, даже изливает некий мягкий свет. Герои не чурались делать выбор, принимать решения, нести ответственность. Они искали себя в жизни и находили. Те, конечно, находили, кто к этому стремился. Что ещё нужно для положительной оценки рассказанной истории? Разве что можно было бы попросить у автора “изюминку” и отменить “разжёвывательный” эпилог, однако… уж как есть. Учителя Дымовы и их близкие прошли (или продолжают идти) по жизни, сочтя самым важным шепнуть нам: “…если правильно загадать желание, оно всегда сбывается”. Важно лишь предварительно, вспомним цитату из эпиграфа, уяснить, зачем оно тебе…

  • Минкина-Тайчер, Е.М. Эффект Ребиндера : роман / Е.М. Минкина-Тайчер . – [16+] . – М. : Время, 2014 . – 350 с. – (Самое время!) . — ISBN 978-5-9691-1186-8

Этот роман — «собранье пестрых глав», где каждая глава названа строкой из Пушкина и являет собой самостоятельный рассказ об одном из героев. А героев в романе немало — одаренный музыкант послевоенного времени, «милый бабник», и невзрачная примерная школьница середины 50-х, в душе которой горят невидимые миру страсти — зависть, ревность, запретная любовь; детдомовский парень, физик-атомщик, сын репрессированного комиссара и деревенская «погорелица», свидетельница ГУЛАГа, и многие, многие другие. Частные истории разрастаются в картину российской истории XX века, но роман не историческое полотно, а скорее многоплановая семейная сага, и чем дальше развивается повествование, тем более сплетаются судьбы героев вокруг загадочной семьи Катениных, потомков «того самого Катенина», друга Пушкина. Роман полон загадок и тайн, страстей и обид, любви и горьких потерь. И все чаще возникает аналогия с узко научным понятием «эффект Ребиндера» — как капля олова ломает гибкую стальную пластинку, так незначительное, на первый взгляд, событие полностью меняет и ломает конкретную человеческую жизнь.

  • Рождественская, Е.Р. Зеркало : московская мистическая сага : [Книга о Роберте Рождественском и нашей семье] / Е.Р. Рождественская . – Москва : Э, 2017 . – 252, [1] с. ; 20 см . — 16+ . — ISBN 978-5-699-95775-0 (пер.)

Моя история про одну московскую семью в нескольких поколениях и про большое родовое зеркало, стоящее в гостиной. Я знаю, у вас дома висит зеркало. Иначе и быть не может. Вот и представьте, сколько всего оно видело за свою долгую зеркальную жизнь. Какие события происходили в его присутствии — свадьбы, смерти, любови, страсти, скандалы, рождения. Как оно впитывало все эти человеческие события и эмоции, как оно их пожирало. Вроде, ничего особенного…

  • Рыбаков, А.Н. Дети Арбата : [трилогия]

Кн. 1 Дети Арбата : Роман / А.Н. Рыбаков . – М. : Советский писатель, 1999 . – 478 с.

Кн. 2 : Дети Арбата : Страх. Тридцать пятый и другие годы / А.Н. Рыбаков . – СПб. : Амфора, 2004 . – 783 с. – (Читать модно!) . — ISBN 5-94278-605-4

Кн. 3 : Дети Арбата : Прах и пепел (нет в фонде)

Трилогия «Дети Арбата» повествует о горькой странице истории России — о том времени, которое называют «периодом культа личности».

Время действия романа «Дети Арбата» — 1934 год. Автор вводит читателей то в кремлевские кабинеты, то в атмосферу коммунальных квартир, то в институтские аудитории или тюремную камеру; знакомит с жизнью и бытом сибирской деревни.
Герои романа — простые юноши и девушки с московского Арбата и люди высшего эшелона власти — Сталин и его окружение, рабочие и руководители научных учреждений и крупных строек. Об их духовном мире, характерах и жизненной позиции, о времени, оказавшем громадное влияние на человеческие судьбы, рассказывает этот роман.
В романах «Страх» (2-я книга) и «Прах и пепел» (3-я книга) продолжается и завершается рассказ о судьбах «детей Арбата». 

  • Рыбаков, А.Н. Тяжелый песок : [роман] / А.Н. Рыбаков . – М. : ЭКСМО, 2009 . – 414 с., [16] л. цв. фот. – (Лауреаты [мировых] литературных премий) . — ISBN 978-5-699-32282-4 : 262.00

Любовь героев романа Анатолия Рыбакова — Рахили и Якова — зародилась накануне мировой войны. Ради нее он переезжает из Швейцарии в СССР. Им предстоит пройти через жернова ХХ века — страдая и надеясь, теряя близких и готовясь к еще большим потерям… Опубликованный впервые в «застойные» времена и с трудом прошедший советскую цензуру, роман стал событием в литературной жизни страны. Рассказанная Рыбаковым история еврейской семьи из южнорусского городка, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок», вскрыла трагедию всего советского народа…

  • Ряжский, Г.В. Дом образцового содержания : [роман] / Г.В. Ряжский . – М. : ЭКСМО, 2012 . – 462 с. – (Семейная сага) . — ISBN 978-5-699-59057-5

Архитектура — это застывшая в звучании музыка. А кто тогда сам архитектор? Подневольный каменотес или свободный творец, тем более, если он живет во времена сталинского террора и вынужден каждый день выбирать между вдохновением и политически верным творчеством, чтобы однажды поздней ночью не попасть в «черный воронок» к чекистам? Роман Григория Ряжского «Дом образцового содержания» — это семейная сага в лучших традициях аксеновской «Московской саги» и «Детей Арбата» Анатолия Рыбакова. История семьи Мирских и ее главы Семена Мирского — выдающегося советского архитектора, на собственной судьбе познавшего и взлет, и падение в бездны лагерей, голод и нищету. Правда фактов о том времени хорошо известна. Но вот правда человеческих чувств — едва ли. «Дом образцового содержания» Ряжского — один из лучших и самых честных романов об этой эпохе, полной драматизма и подвига.

  • Ряжский, Г.В. Колония нескучного режима : [роман] / Г.В. Ряжский . – СПб. : Азбука, 2016 . – 572, [2] с. ; 20 см . – (Азбука-бестселлер. Русская проза) . — 16+ . — ISBN 978-5-389-11445-6 (пер.)

«Колония нескучного режима» — это классическая семейная сага, любимый жанр российских читателей. Полные неожиданных поворотов истории персонажей романа из удивительно разных по происхождению семей сплетаются волею крови и судьбы. Сколько испытаний и мучений, страсти и любви пришлось на долю героев, современников переломного XX века! Простые и сильные отношения родителей и детей, друзей, братьев и сестер, влюбленных и разлученных, гонимых и успешных подкупают искренностью и жизненной правдой. Тончайшим образом прорисованные автором психологические портреты героев неизменно сопровождают читателя на протяжении всего повествования. Меняются времена, уходят вожди, и только человеческие чувства остаются самой главной наградой.

  • Сенчин, Р.В. Елтышевы : [роман] / Р.В. Сенчин . – М. : ЭКСМО, 2009 . – 317 с. – (Проза жизни. Лучшие современные авторы). — ISBN 978-5-699-35738-3

«Елтышевы» — семейный эпос Романа Сенчина. Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, — это мир современной российской деревни. Нет, не той деревни, куда принято ездить на уик-энд из больших мегаполисов — пожарить шашлыков и попеть под караоке. А самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни, и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью. Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошел путь возвращения: от успеха и денег к нищете и страху, от сытости — к голоду и холоду… Сенчин жесток и не жалеет никого — но в этой жестокости кроется очищение. После «Елтышевых» не так-то просто будет сказать привычное «люблю». Это слово для вас изменится на вкус.

  • Степнова, М.Л. Женщины Лазаря : роман / М.Л. Степнова . – М. : АСТ, 2014 . – 445 с. – (Романы Марины Степновой) . — ISBN 978-5-17-074715-3

Новый роман «Женщины Лазаря» — необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой любви и большой не любви. Лазарь Линдт, гениальный ученый, «беззаконная комета в кругу расчисленных светил», — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. После войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но… заслужит только ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка — сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру.

  • Чудаков, А.П. Ложится мгла на старые ступени : роман-идиллия / А.П. Чудаков . – 8-е изд., стереотип . – М. : Время, 2014 . – 639 с., [5] л. фот., портр. – (Самое время!) . — ISBN 978-5-9691-1188-2

Роман «Ложится мгла на старые ступени» решением жюри конкурса «Русский Букер» признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века. Выдающийся российский филолог Александр Чудаков написал книгу, которую и многие литературоведы, и читатели посчитали автобиографической — настолько высока в ней концентрация исторической правды и настолько достоверны чувства и мысли героев. Но это не биография — это образ подлинной России в ее тяжелейшие годы, «книга гомерически смешная и невероятно грустная, жуткая и жизнеутверждающая, эпическая и лирическая. Интеллигентская робинзонада, роман воспитания, «человеческий документ»» («Новая газета»). Новое издание романа дополнено выдержками из дневников и писем автора, позволяющими проследить историю создания книги, замысел которой сложился у него в 18 лет.

  • Чумакова Е. Гроздь рябиновых ягод. – М.: Издательские решения, 2019. —  268 с. – ISBN 978-5-4474-9097-3. – (обл.) (нет в фонде)

Деревенская девушка Настя встала перед выбором: спокойная жизнь в достатке с нелюбимым мужем или шаг в неизвестность с любимым, но — увы! — бедным парнем? Какая дорожка её ждёт? Какую цену заплатит она за своё счастье? В основе романа судьбы реальных женщин, ровесниц двадцатого века, тех, на чью долю выпали войны, революции, голод, репрессии. Как они жили? Как любили? Как растили своих детей? Какими неимоверными усилиями строили для них более счастливую жизнь? 

  • Шукшин, В.М. Сочинения : [в 3 т.] / В.М. Шукшин . – Элиста : Джангар, 1996 .
    Т. 1 : Любавины : роман / В.М. Шукшин ; вступ. ст. С.П. Залыгин . – Элиста : Джангар, 1996 . – 543 с. — с. — ISBN 5-7102-0049-2 

В романе «Любавины» (1965) В.М. Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России 20 в. Из-за множества трагических событий, достоверно показанных в романе, вторую часть произведения удалось опубликовать только в 1987 году.