«Таинственные повести» И.С. Тургенева

Мир «таинственного» занимает особое место в творческом наследии И.С. Тургенева.  Классик русской литературы, отразивший в своих произведениях жизнь людей XIX столетия, пытался в своем творчестве художественно осмыслить мир «потустороннего». Вторжение этого мира нарушает привычный порядок вещей: фантастическое «заставляет» людей совершать неожиданные поступки, однако сопротивляться этому влиянию человеку не под силу. В попытках заглянуть за порог физической жизни Тургенев приоткрывает завесу и с удивлением обнаруживает другой мир — мир после смерти.

Творчество И.С.Тургенева в разные периоды отмечено интересом к таинственным и мистическим явлениям в жизни человека.   Хотя в 1850-е годы писатель уделял особое внимание теме любви, в 1856 г. он пишет повесть «Фауст»; это наиболее показательное раннее «таинственное сочинение» Тургенева. Его героиня Вера Николаевна Ельцова никогда в жизни не читала художественной литературы из-за внушенных ей матерью опасений, что такое чтение дурно подействует на воображение. «Читать поэтические произведения и полезно и приятно… Я думаю, надо заранее выбрать в жизни: или полезное, или приятное, и так уже решиться, раз навсегда», — говорит Вера Николаевна.

Страшась сил, которые таятся в ее душе, героиня всё же решается на чтение вслух вместе с рассказчиком (героем повести) трагедии Гёте «Фауст».  Чтение пробуждает в ней возможность глубоко чувствовать, и это приводит ее к трагическому финалу. Во время любовного объяснения с героем перед Верой Николаевной предстаёт призрак матери и «уносит» ее в могилу. «Таинственное» в этом сочинении тесно связано с психологическим и обращено к границемежду миром реальным и миром ирреальным.

В поздний период –  1860-1880-е годы —   тема «таинственного» становится ключевой для писателя. В центре его внимания оказывается подвижная грань между двумя мирами в таких произведениях, как «Призраки» (1864), «Собака» (1866), «Странная история» (1870), «Стук…стук…стук!..» (1871), «Часы» (1876), «Сон» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич (После смерти)» (1882) и др.

В повести «Призраки» в образе Эллис Тургенев изображает некую вампирскую сущность. Что такое эта Эллис, как она оказалась в нашем мире и какие цели преследует, вступая в контакт с героем? Злая природа этого «духа» очевидна. Во время последней встречи Эллис обретает плоть, «поглощая» героя повести, который теперь видит в ней не призрака, а «живую женщину». Эллис удалось проникнуть в мир реальный, и она будет стремиться стать его частью.

Мотив сверхъестественного присутствует в рассказе «Собака».   Его герой слышит звуки, издаваемые скребущейся под кроватью собакой. Эти звуки исчезают, когда герой заводит щенка, который в дальнейшем спасет его от чужой бешеной собаки.

Теглеву из рассказа «Стук…стук…стук!..» слышится голос возлюбленной, которая умерла из-за его нежелания на ней жениться. Теперь она зовёт Теглева «туда…за собою», и он за ней последует в стремлении «выплатить долг». Хотя на самом деле в смерти Маши, возлюбленной Теглева, нет никакой «таинственности»: она умерла от холеры, а женский голос, который он слышит, принадлежит не Маше, а женщине, подзывающей уличного разносчика по имени Илья, тезки героя.  Зачастую в заключительных строках своего произведения Тургенев объясняет «таинственное» вполне земными причинами.

Вместе с тем, писатель допускал возможность вмешательства сверхъестественного в реальную жизнь.  С развитием естественных наук во второй половине XIX века главным и единственно верным средством познания реальности всё больше признавался разум.  Но что если мир не ограничивается реальностью? Тургенев пытался найти ответ на этот вопрос с позиции художника. Так, в рассказе «Сон» писатель обращается к пограничному состоянию человека во сне, его существовании как бы на грани двух миров. Такой сюжет интересовал Тургенева и ранее, но в этом рассказе он стал ключевым. Герой рассказа видел своего отца только во сне и никогда не встречался с ним в жизни, однако, случайно с ним столкнувшись, сразу  его узнал. Отец также узнал сына, хотя виду не подал.

«Песнь торжествующей любви» стоит в ряду сочинений Тургенева, в которых переплетаются мотивы сна и реальности, магии и действительности, любви и страсти, на этот раз в обрамлении итальянской легенды XVI века. Выбор столь экзотической формы неслучаен: она указывала современникам Тургенева на условность описываемых событий, но одновременно позволяла автору проникнуть в потусторонний мир.

Последнее «мистическое» произведение писателя — повесть «Клара Милич (После смерти)» рассказывает   о влиянии сверхъестественного мира, когда речь идет о сильных человеческих чувствах. Пока Клара жива, Аратов   к ней равнодушен, но после ее смерти дух, призрак Клары, подчиняет себе героя и неумолимо затягивает в мир иной. Описание роковых сил, неподвластных человеческой воле и разуму, выступает главным содержанием этого тургеневского произведения.

Грань между двумя мирами и последствия их взаимодействия привлекали Тургенева на протяжении всего его творчества. Писатель пытался заглянуть за эту грань в своих сочинениях.  Этот творческий поиск стал для И.С.Тургенева источником художественного озарения. 

(Текст — Ю.Д.Бурмистрова)