Место действия: Москва

  • Аксенов, Василий Павлович. Москва Ква-Ква : [роман] / Василий Аксёнов. — Москва : Эксмо, 2006. — 446, [1] с. ; 21 см. — (Культ личности. Культовая российская литература). — ISBN 5-699-14718-7

Стоит на Котельнической набережной высотка. В ней, окруженная почестями, живет советская элита: Глика Новотканная — спортсменка, комсомолка, красавица и «главная» советская девственница; поэт-фронтовик Смельчаков, знаменитый летчик Моккинакки и многие-многие другие. Даже сам автор появляется там под именем Так Таковский. Смельчаков любит Глику, Моккинакки любит Глику, Юрка-джазист любит Глику, Сталин любит Смельчакова и… боится Тито. А еще в романе есть дрессированные тигры, подводные лодки и Минотавр! Все то, что превращает обычную историческую хронику в удивительную фантасмагорию и заставляет одновременно и верить, и не верить Аксенову.

Стихи и проза, пародия и документальные свидетельства очевидцев чередуются в романе с озорной свободой вымысла. На фоне споров об идеальном государстве протекает обыкновенная жизнь необыкновенных людей. Полвека назад такое сочетание еще было возможно…

  • Аксенов, Василий Павлович (1932-). Московская сага : Трилогия. — Москва : Изограф : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 704 с. — ISBN 5-87113-066-6

Трилогию составили романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века — с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи — борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом, послевоенные репрессии.

  • Анчаров, Михаил Леонидович (1923-1990). Теория невероятности : [роман и повесть] / Михаил Анчаров. — Москва : Молодая гвардия, 1967. — 288 с.

Главный герой – 40-летний физик Алексей Аносов. 50-е и 60-е годы – это было их время, время творческих людей, вернувшихся с войны… Обострённые до предела конфликты «физиков и лириков», любви и эгоизма, Мужчины и Женщины… И мучительные поиски Гармонии: «Время беременно фантастическими открытиями… Необычайно расцвела фантастика. А ведь фантастика – это лирика науки.»

  • Беленкина, Лора. Окнами на Сретенку / Лора Беленкина. — Москва : АСТ, 2013. — 590, [1] с., [32] л. ил., портр., факс. — (Corpus ; 247). — ISBN 978-5-17-081414-5

Хана-Лора — девочка, которая родилась в самом начале лета 1923 года в Берлине. “Папа потом говорил, что он бы назвал меня Надей или Наташей. Но мамин выбор пал на это имя, потому что она вычитала из журналов, что так звали королеву красоты того года — фото этой королевы ей понравилось, а вместе с королевой и имя…” — пишет Лора Беленкина в своих многостраничных воспоминаниях. А потом начинает рассказывать свою жизнь, кропотливо восстанавливая в памяти мельчайшие подробности этого удивительного, страшного и все равно счастливого времени. Страшного, потому что Берлин 1920‑х и Москва 1930‑х не предвещают ничего хорошего. И счастливого, потому что детство — самая счастливая пора человеческой жизни. Потом наступят 1950‑е, начнется взрослая жизнь, но детство навсегда останется с Лорой — главной героиней собственных воспоминаний, маленькой девочкой родом из Берлина.

  • Белый, Андрей (1880-1934). Москва : [роман] / Андрей Белый ; [сост., вступ. ст., примеч. С. И. Тиминой ; худож. В. И. Юрлов]. — Москва : Советская Россия, 1990. — 766, [2] с., [1] л. портр. : ил. ; 21 см. — Содерж.: Московский чудак ; Москва под ударом ; Маски. — ISBN 5-268-01027-1 (нет в фонде)

Русский писатель, поэт и философ Андрей Белый (1880—1934) — один из основателей символизма в России как эстетического мировоззрениия — писал так: «Роман «Москва» задуман в трех томах, из которых каждый — законченное целое». Автор сталкивает две эпохи, описывая Москву дореволюционную и новую, послеоктябрьскую. В данное издание вошли две первые части трилогии —«Московский чудак» и «Москва под ударом». В 2020 году в серии «100 великих романов» отдельным изданием выйдет третья часть романа «Маски».

  • Беньямин, Вальтер. Московский дневник / Пер.с нем.и примеч.С.Ромашко;Общ.ред.и послесл.М.Рыклин. — Москва : Ад Маргинем, 1997. — 223с. — ISBN 5-88059-029-1

Вальтер Беньямин — фигура примечательная даже для необычайного разнообразия немецкой интеллектуальной культуры XX века. Начав с исследований, посвященных немецкому романтизму, Гете и театру эпохи барокко, он занялся затем поисками закономерностей развития культуры, стремясь идти от конкретных, осязаемых явлений человеческой жизни, нередко совершенно простых и обыденных. Комедии Чаплина, детские книги, бульварные газеты, старые фотографии или парижские пассажи — все становилось у него поводом для размышлений о том, как устроена культура. Его исследования о литературе — о Бодлере, Кафке, Прусте, Лескове — оказывались неизмеримо шире традиционного литературоведения.

Беспокойная натура привела Вальтера Беньямина зимой 1926-1927 года в Москву, встреча с которой сыграла важную роль в его судьбе.

  • Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891 — 1940). Мастер и Маргарита : роман / М. Булгаков ; сост., авт. предисл., коммент. и учеб.-метод. материалов Э. Л. Безносов. — Москва : АСТ : Олимп, 1996. — 585 с. ; 21 см. — (Школа классики. Книга для ученика и учителя). — ISBN 5-7390-0346-6

«Мастер и Маргарита» — блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности: прочтя первую фразу: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…», — мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.

  • Вайнер, Аркадий Александрович (1931 — 2005). Эра милосердия : роман ; Город принял… : повесть / братья Вайнеры ; [худож. К. Фадин]. — Москва : Московский рабочий, 1988. — 462, [2] с. : ил. ; 22 см. — (Библиотека избранных произведений о советской милиции). — ISBN 5-239-00375-0

Послевоенные месяцы 1945 года. Бывший полковой разведчик Владимир Шарапов поступает на работу в Московский уголовный розыск. В составе оперативной группы, которую возглавляет капитан Жеглов, он должен разоблачить и обезвредить опасную банду «Черная кошка»…

  • Веллер, Михаил Иосифович (1948-). Легенды Арбата : сборник / М. Веллер. — Москва : АСТ, 2010. — 316, [2] с. ; 21 см. — Содерж.: В сторону С.С.С.Р. ; В сторону искусства ; В сторону Кремля ; В их сторону. — ISBN 978-5-17-062228-3

«Легенды Арбата» — сборник невероятно смешных и головокружительных историй советского и недавнего прошлого. Беспощадная правда и народная мифология образуют блестящий сплав и гремучую смесь. По стилю и манере — продолжение знаменитого национального бестселлера «Легенды Невского проспекта».

  • Войнович, Владимир Николаевич. Малое собрание сочинений : [роман. Повести]. 3. Москва 2042; Шапка; Иванькиада. — Москва : Фабула, 1993. — 543 с. : портр. — ISBN 5-86090-157-7

«Москва 2042» — сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит в будущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире. Герой романа — писатель-эмигрант — неожиданно получает возможность полететь в Москву 2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…

2042 год еще далеко, но кто знает, а вдруг Войнович все угадал?

  • Гиляровский, Владимир Алексеевич (1853-1935). Москва и москвичи; Трущобные люди; Рассказы и очерки; Друзья и встречи / В.А. Гиляровский. — Москва : Ассоциация «Книга. Просвещение. Милосердие», 1997. — 763, [3] с. ; 21 см. — (Библиотека российской классики). — ISBN 5-86088-349-8

Владимир Алексеевич Гиляровский – русский писатель, журналист, краевед, легенда Москвы и ее бытописатель, автор знаменитой книги «Москва и москвичи» (1934), которая, несомненно, является наиболее колоритной историей из всех, рассказанных когда-либо об этом городе. За доброту и отзывчивость его называли «дядей Гиляем», за талант журналиста – «королем репортажа». В своих статьях, очерках и воспоминаниях Гиляровский запечатлел повседневную жизнь России второй половины XIX – начала ХХ века: благодаря этим бесценным свидетельствам очевидца сохранилась память о прошлом Москвы, Подмосковья и русской провинции.

  • Ерофеев, Венедикт Васильевич (1938-1990). Москва — Петушки : поэма / Венедикт Ерофеев. — Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус : Азбука, 2019. — 189, [2] с. ; 17 см. — (Азбука Premium). — 18+. — ISBN 978-5-389-12303-8

Венедикт Ерофеев — явление в русской литературе яркое и неоднозначное. Его знаменитая поэма «Москва—Петушки», написанная еще в 1970 году, — своего рода философская притча, произведение вне времени, ведь Ерофеев создал в книге свой мир, свою вселенную, в центре которой — «человек, как место встречи всех планов бытия». Впервые появившаяся на страницах журнала «Трезвость и культура» в 1988 году, поэма «Москва—Петушки» стала подлинным откровением для читателей и позднее была переведена на множество языков мира.

  • Зорин, Леонид Генрихович (1924). Покровские ворота : пьесы / Леонид Зорин. — Москва : Советский писатель, 1979. — 592 с. — Содерж.: Исторический театр ; Римская комедия (Дион) ; Царская охота ; Декабристы ; Медная бабушка ; Современные сюжеты: Коронация ; Покровские ворота ; Стресс ; Незнакомец ; Измена. 

Вышедший на экраны более двадцати лет назад, фильм «Покровские ворота» знают и любят, наверное, все.

Перед вами повесть Л.Зорина, на основе которой снят этот замечательный фильм. Вы снова встретитесь с великодушным Костиком в исполнении неподражаемого Олега Меньшикова («Я не будущий муж. Но потенциальный!»), страдающим Велюровым, которого с блеском сыграл Леонид Броневой («Заметьте, не я это предложил!»), решительной Маргаритой Павловной — Инной Ульяновой («Это не ты кричишь, это кричит твой вакуум!»), добрейшим мастеровитым Саввой Игнатьевичем (В.Борцовым): «Я как встал, так сразу за дрель!», влюбленным простодушным Хоботовым («Благодарю вас! О благодарю!») в исполнении А.Равиковича и другими артистами, создавшими галерею любимых нами образов. Людочка, Алиса Витальевна, Светлана, Рита, Соев, Орловичи — все они прочно вошли в нашу жизнь.

  • Кобзев, Максим Валерьевич. Москва и москвичи в 21 веке : [30 невыдуманных историй покорения столицы] / Максим Кобзев. – Москва : Эксмо, 2018. — 282, [1] с. ; 21 см. — (Подарочные издания. Туризм). — 12+. — ISBN 978-5-699-99813-5

У каждого человека есть история из жизни, достойная «Оскара» за лучший сценарий. В этой книге Максим Кобзев собрал 30 невыдуманных рассказов от жителей столицы 21 века. Это повести о том, как люди меняли город и как город менял людей. Это истории о взаимной людбви. Город который вы не знали и не найдете в учебниках, теперь существует на страницах этой книги.

  • Москва: место встречи. Городская проза / Сост. Е. Шубиной, А. Шлыковой. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. – 512 с. – ISBN: 978-5-17-099718-3

Москва, такая большая и шумная, неожиданно распадается на множество уютных, «своих» дворов и закоулков: Миуссы Людмилы Улицкой и Ольги Трифоновой, Ленгоры Дмитрия Быкова, ВДНХ Дмитрия Глуховского, «тучерез» в Гнездниковском переулке Марины Москвиной, деревня Матвеевское (она же Ближняя дача) Александра Архангельского, Рождественка Андрея Макаревича, Ордынка Сергея Шаргунова… На пересечении узких переулков и шумных проспектов так легко найти место встречи! Книга иллюстрирована акварелями московской художницы Алёны Дергилёвой.

  • Нагибин, Юрий Маркович. Московская книга : сборник / Юрий Нагибин. — Москва : Подкова, 1997. — 533 с. ; 22 см. — Содерж.: Чистые пруды ; Я изучаю языки ; Торпедный катер ; Шампиньоны ; Женя Румянцева ; Через двадцать лет ; Дом № 7 ; Не в ту сторону ; Иван ; Непобедимый Арсенов, и др. — ISBN 5-89517-006-4

Эта книга не случайно названа московской. Наша столица здесь не только место действия, фон повествования; она — главный герой книги. Москва воспитала мальчишек с Чистых прудов защитниками социалистического отечества, отдавшими свои жизни за то, чтобы их сверстники восьмидесятых годов беззаботно бороздили коньками Чистопрудный лед, вдыхали свежий запах тополевых почек в Саду имени Баумана и помышляли о мирных подвигах. Москва вырастила, поставила на ноги деревенских мальчишек, достигших в ней высот мастерства в своем деле: пожарного, официанта, всемирно известного великого певца.

  • Недошивин, Вячеслав Михайлович. Адреса любви. Москва, Петербург, Париж. Дома и домочадцы русской литературы. — [16+]. — Москва : АСТ, 2014. — 719 с. : портр. — (Литературные путеводители). — Библиогр.: с. 666-678. — Указ. адресов в Москве, Санкт-Петербурге, Париже: с. 679-697. — Указ. имён: с. 698-718. — ISBN 978-5-17-084306-0

Вячеслав Недошивин — журналист, автор книги-путеводителя «Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург». В его новой книге «Адреса любви» -три места действия: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Дома и домочадцы русской литературы неразрывно связаны. «Адреса любви» — не учебник по литературе, а уникальный путеводитель. «Здесь всё выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках — обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и — Географию Великой Поэзии…»

  • Орлов, Владимир Викторович (1936-2014). Останкинские истории : [сборник] / Владимир Орлов. — Москва : АСТ : Астрель, 2011. — 1504 с. ; 22 см. — Содерж.: Альтист Данилов ; Аптекарь ; Шеврикука, или Любовь к привидению ; Автобиографические заметки. — ISBN 978-5-17-073927-1. — ISBN 978-5-271-35392-5

Владимир Орлов (1936–2014) — самобытный писатель, представитель «фантастического реализма», автор культовых «останкинских историй». Роман «Альтист Данилов» впервые был издан в 1980 году в журнале «Новый мир», вихрем ворвался в литературу и всех ошеломил, создав мистический ореол. Точное бытописание московской жизни 70-х и полет фантазии, острая социальная сатира и мягкий юмор — все это переплелось в романе, складываясь в поэтичное, похожее на музыку произведение. Его читали и перечитывали, он издавался во Франции и США, в Германии и Японии, в Италии и Швеции — более чем в 20 странах мира.

«Альтист Данилов» — роман об истинных ценностях, о большой любви, которая только и может стать основой жизни и творчества.

  1. Осоргин, Михаил Андреевич (1878-1942). Сивцев Вражек : роман, повесть, рассказы / Михаил Осоргин ; [сост., предисл. и коммент. О. Ю. Авдеевой]. — Москва : Московский рабочий, 1990. — 702 с., [8] л. ил. ; 21 см. — Содерж.: Сивцев Вражек : роман ; Повесть о сестре ; рассказы: Земля ; Портрет матери ; Дневник отца ; Часы ; Вещи человека ; Мумка ; В юности ; Рыболов ; Бабушка и внучек ; Чудо на озере, и др. — ISBN 5-239-00627-X

Первый роман Михаила Андреевича Осоргина «Сивцев Вражек» был издан, когда его автору исполнилось пятьдесят лет. Позади остались годы революционной деятельности, сотрудничества в «Русских ведомостях», работы в Книжной лавке писателей, борьбы с голодом в Комитете помощи голодающим, позади была Россия, единственная, страстно любимая, впереди — годы изгнания, освещенные чувством сыновнего долга перед страной, в которой родился. М.А.Осоргин написал много прекрасных книг. Сейчас они возвращаются на Родину.

  • Пастернак, Борис Леонидович (1890-1960). Доктор Живаго : роман / Борис Пастернак. — Москва : Эксмо, 2016. — 605, [1] с. ; 21 см. — (100 главных книг) (Библиотека классической литературы). — 16+. — ISBN 978-5-699-70279-4

«Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано косою полосой шафранового от занавеси до дивана…» Самые лучшие, самые сокровенные стихи Б.Пастернак вложил в уста своего любимого героя Юрия Живаго. Это роман — о любви, о России, о русской природе, о русской интеллигенции… Это роман обо всей нашей жизни. И он удивительно созвучен сегодняшнему дню.

  • Пелевин, Виктор Олегович (1962). Generation «П» : роман / Виктор Пелевин. — Москва : Вагриус, 1999. — 303 с. ; 22 см. — ISBN 5-7027-0949-7

Виктор Пелевин – культовый писатель современности, чье творчество оказало огромное влияние на распознание и формирование массового сознания. В книгу включены одни из лучших, и по мнению самого автора, произведений, раскрывающих сущность социальных процессов, происходящих в постсоветском пространстве, и их влияние на личность и духовность общества. Необычно и ярко перед читателем этой книги предстанет современный мир с его абсурдностью и потайными, часто невидимыми глазу противоречиями. И тот порядок, который рождается на обломках разрушенной советской империи, оказывается бесчеловечным и крайне жестоким.

  • Рыбаков, Анатолий Наумович. Дети Арбата : роман. — Ташкент : [б. и.], 1988. — 544 с., портр. — ISBN 5-635-00131-9

Работа над арбатской трилогией, которую Рыбаков считал главным делом своей жизни, началась еще в середине 1950-х гг. «Могучая, мощная, шекспировской силы вещь», — отозвался о «Детях Арбата» Л. Анненский на заседании редколлегии журнала «Дружба народов» в 1987 году, когда наконец было принято решение о публикации романа, пролежавшего в столе более двадцати лет и ставшего символом начала новой эры в истории России. Книга мгновенно разошлась тиражом, превысившим 10 миллионов экземпляров, была переведена на большинство европейских языков и опубликована в 52 странах.

  • Солженицын, Александр Исаевич. В круге первом : [роман] / Александр Солженицын. — Москва : Астрель, 2012. — 765, [1] с. ; 20 см. — (Русская классика). — ISBN 978-5-271-40166-4

Роман «В круге первом», над которым автор работал с 1955 по 1958 год, запрещенный в СССР и впервые опубликованный на Западе, а впоследствии признанный классикой русской литературы ХХ века и положенный в основу замечательного одноименного телесериала Г. Панфилова, написан на автобиографическом материале. Название романа – это аллегорическое сравнение шарашки с адом из «Божественной комедии» Данте.

Центральное место в повествовании занимает идейный спор героев романа. Все они прошли войну и ГУЛАГ. При этом один из них остался убеждённым коммунистом. Другой же, Нержин, уверен в порочности самой основы коммунистической системы. В прошлом сам ярый ее сторонник, он пережил полный крах своих убеждений. Осознанный нравственный выбор Глеба Нержина, который предпочёл сомнительному счастью шарашки парадоксальную свободу тюремного этапа, – лейтмотив романа.

  • Сорокин, Владимир Георгиевич (1955-). День опричника : повесть / Владимир Сорокин. — Москва : АСТ : Corpus, 2017. — 237, [1] с. ; 20 см. — Содержит нецензурную брань. — 18+. — ISBN 978-5-17-102448-2

Пустить красного петуха и поймать золотую рыбку — лишь малая толика того, что должен совершить за день опричник, надежда и опора государства российского. Слово и дело — его девиз, верность начальству — его принцип, двоемыслие — его мораль, насилие — его инструмент.

Повесть Владимира Сорокина «День опричника» — это и балаганное действо, способное рассмешить до колик, и неутешительное предсказание. Опричник отлично себя чувствует в сорокинской Москве недалекого будущего — потому что он незаменим.

  • Терехов, Александр Михайлович (1966-). Каменный мост : роман /  Александр Терехов. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2016. — 830, [1] с. ; 21 см. — (Новая русская классика). — На обложке : Премия Большая книга. — 18+. — ISBN 978-5-17-094301-2

Что можно увидеть с Большого Каменного моста? Кремль. Дом на набережной. А может быть, следы трагедии: в июне 1943 года сын сталинского наркома из ревности убил дочь посла Уманского. Но так ли было на самом деле?

Герой романа Александра Терехова — бывший эфэсбэшник — через шестьдесят лет начинает собственное расследование…

“Каменный мост» — это роман-версия и роман-исповедь. Жизнь “красной аристократии”, поверившей в “свободную любовь” и дорого заплатившей за это, пересекается с жесткой рефлексией самого героя.

  • Трифонов, Юрий Валентинович (1925 — 1981). Дом на набережной ; Время и место : роман, повесть / Юрий Трифонов. — Москва : АСТ : Астрель, 2000. — 767 с. ; 21 см. — (Отражение. 20 век). — Содерж.: Дом на набережной: повесть ; романы: Исчезновение ; Время и место ; О себе и других ; ОТрифонове . — ISBN 5-271-00212-8

«Дом на набережной» — одно из самых острых и злободневных произведений XX века. В повести дан глубочайший анализ природы страха, деградации людей под гнетом тоталитарной системы. Неподдельный интерес к человеку, стремление показать его в самые драматические события его жизни и поворотные моменты истории ставят повесть Юрия Трифонова в ряд лучших произведений мировой литературы.

  • Шмелев, Иван Сергеевич (1873-1950). Лето Господне : повесть / Иван Шмелев ; [вступ. ст. и коммент. О. Михайлова] ; худож. В. Бритвин. — Москва : Детская литература, 2004. — 527 с. : ил. ; 21 см. — (Школьная библиотека). — ISBN 5-08-004088-2

В замечательной книге Ивана Шмелева «Лето Господне» перед читателем предстает увиденный глазами ребенка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой.

Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.