(Рецензия) Забег к концу света

Рейли, Мэтью. Забег к концу света : [роман] / Мэтью Рейли ; [перевод с английского Д. В. Урбанской]. — Москва : Эксмо, 2021. — 349, [1] с. ; 21 см. — 16+. — ISBN 978-5-04-119408-6

Святой Патрик и смертоносное облако

Согласно фантазии Мэтью Рейли «сбегать» в будущее и обратно разрешено лишь школьникам от 15 до 18 лет. И это не случайно, ибо вся история, рассказанная автором, наилучшим образом может быть воспринята именно в данном нежном возрасте. И это не минус, но – просто факт.

Полоумный профессор предрёк, что 17 марта (в День Святого Патрика) 2018 года Землю накроет вредное облако с гамма-излучением. Всё живое погибнет. Ну как всё? Останутся генетические психи (пациенты профильных клиник и преступники-маньяки из тюрем), а также нормальные, но с приёмом барбитуратов в анамнезе, либо граждане, сидевшие на специальной диете из сардин. Вот так-то. Старика одни слушали, другие – нет. В общем, как обычно. Только в этот раз всё так и случилось. Наконец-то: что анонсировали – то и получили.

Ни одной свежей мысли в книге, ни на какую из тем, мною обнаружено не было, однако читается действительно взахлёб. Даже явные ляпы, беспомощные диалоги и телодвижения (где-то всё это уже было и много-много раз) персонажей не бесят, но вызывают тёплую улыбку: да ладно, ведь для детей важно что? Динамика, добро побеждает зло, но для достоверности (читай: ощущения себя взрослым)  иногда можно и немного добра потопить, жестоко его «подраскрасив» цветом мозгов и крови. Ну а как вы хотели? Стивен Кинг – кумир главной героини, самой, кстати, умной и правильной. Здесь снова улыбка, снисходительная и терпеливая. Да.

О чём собственно поведал нам писатель? Во-первых, постапокалипсис. Хотя и избитая тема, но она же и бесконечная для полёта фантазии. Выживание горстки хороших людей, отбивающихся от «нелюдей», на фоне мрачных пейзажей, которых, к слову, в яндекс-картинках – море, здесь автор не добавил ничего нового. Во-вторых, путешествия во времени с чудесными порталами. Это когда в одну дверь (щель, яму, лаз – нужное подчеркнуть) нужно войти, а в другую – выйти. Мэтью Рейли «гонял» подростков по туннелю с цветовыми эффектами, снабдив их ключами из поделочного камня. Прикольно, наверное, для совсем уж мало прочитавших, либо и вовсе только начинающих. Вот и вся фантастическая составляющая романа.

Остальное, пожалуй, ещё скучнее. Хотя, опять же, слабо сие будет выглядеть для читателей с «багажом», для мальчишек и девчонок – самое то: тут вам и проблема, и мораль, и глубина (иллюзия глубины, на самом деле). В центре повествования – пошлость и ущербность, а также иногда злобность и психическая патология богатеев. Мораль: можно быть приличным богатым, т.е. не тупым и с правильными ценностями. На мой вкус, посыл данный не то что наивен, он и вовсе излишен. Ну а детям, повторюсь, надо же с чего-то начинать познавать, что такое хорошо и что такое плохо…

Есть ещё тема школьной травли. Так вот здесь даже жаль, что как-то прошла она по полям. Ну да и ладно, иногда бывает достаточно привлечь внимание, проблему обозначить, дать направление, а дальше – разовьётся само теми, кому интересно.

Что ещё? Применительно к данной книге говорить о языке, стиле или композиции, пожалуй, даже нелепо. Весь роман – наскоро сбитый пирожок, подрумяненный немалой, кстати, палитрой человеческих достоинств и пороков. Славный пирожок получился, если только слегка непропёкшийся, так ведь не о шедевре речь.

Кому читать? Детям! А также невзыскательным взрослым, желающим отдохнуть, наслаждаясь Нью-Йорком во всех его видах, сегодняшним блестящим и будущим жутким. Можно также поплавать несколько суток вокруг Манхэттена вместе с двумя школьницами, которым автор дал поспать, но покормить забыл. Да они и сами не вспомнили, а, значит, и не расстроились. И это самое главное!

(Текст: Людмила Черникова, Библиотека Тургенева)